...время - деньги...
ВЗАИМОПОМОЩЬ / Ответы (пользователь не идентифицирован)

ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Войти >>
Зарегистрироваться >>
ДОСКА ПОЧЁТА
 
 
ПРИСЛАТЬ ЗАЯВКУ
 
 
РЕКЛАМА
 
 
НОВОСТИ
ПОИСК


РЕКЛАМА
наши условия >>
 
 

   
 
ВОПРОС:

 
Марго 20.09.2017 15:47:19
добрый день, коллеги!!! На экспорт выписали ТТН, вместо ТН. Когда настанет срок смогу ли я применить НДС 0%. Не будет ли проблем, может кто сталкивался?
Беларусь
 
 
  << к списку вопросов

  ОТВЕТЫ:

 
"Анонимно" 20.09.2017 16:22:12
РЕАЛИЗУЕМ ТОВАРЫ НА ЭКСПОРТ С ОФОРМЛЕНИЕМ
ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНОЙ НАКЛАДНОЙ
ИЛИ ЧЕМ РИСКУЕТ ОРГАНИЗАЦИЯ...

В.Г.СТАТКЕВИЧ,
аудитор

Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 15 июня 2017 г.

Рассмотрим порядок действий организации на практическом примере, имевшем место при проведении налоговой проверки одного из предприятий.
Организация в 2017 году осуществляла экспорт товаров в Литовскую Республику с применением ставки налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 0%.
При отгрузке товаров организацией оформлялась международная товарно-транспортная накладная (далее - CMR-накладная) и товарно-транспортная накладная, оформленная в соответствии с требованиями постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 N 58 «Об установлении форм товарно-транспортной накладной, товарной накладной и утверждении Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной, товарной накладной, внесении дополнений и изменения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2011 г. N 23» (далее - постановление N 58).

Позиция контролирующих органов.
В ходе проверки, проводимой контролирующими органами в связи с заявлением организации о возврате превышения сумм налоговых вычетов по НДС над суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, организации было указано на то, что ею нарушен порядок документального оформления перевозок грузов. В частности, вместо товарно-транспортной накладной следовало оформлять товарную накладную, в связи с чем к организации были предъявлены претензии, заключающиеся в:
1) неправомерности применения ставки НДС в размере 0% по таким хозяйственным операциям;
2) включении оборота по реализации товаров на экспорт, по которому была применена ставка НДС в размере 0% в оборот по реализации, облагаемый по ставке НДС в размере 20%;
3) неправомерном возврате сумм налоговых вычетов по НДС сверх сумм НДС, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, который осуществлялся организацией в процессе осуществления хозяйственной деятельности;
4) применении мер административной ответственности в виде штрафа в размере выручки от реализации товаров вследствие того, что у организации имела место реализация товарно-материальных ценностей без наличия оформленных в установленном законодательством порядке товаросопроводительных документов.

Комментарий аудитора.
В данном случае действительно имеет место факт нарушения правил осуществления автомобильных перевозок грузов, влекущих возможность привлечения организации к административной ответственности.
Однако нарушение правил осуществления автомобильных перевозок грузов не является основанием для выводов о том, что организация неправомерно применила ставку НДС в размере 0% в соответствии с требованиями налогового законодательства. Обоснуем данный вывод.
Прежде всего необходимо отметить, что пунктом 22 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 970 (далее - Правила N 970), в редакции, действующей с 11.03.2016, предусмотрено, в частности, что грузоотправитель не должен предъявлять груз к автомобильной перевозке, если при выполнении международной автомобильной перевозки грузы товарного характера не оформлены CMR-накладной.
Беларусь
"Анонимно" 20.09.2017 16:22:34
При этом к грузосопроводительным документам, которые грузоотправитель обязан также передать (обеспечить передачу) автомобильному перевозчику или его представителю при автомобильной перевозке грузов товарного характера за пределы территории Республики Беларусь, относится в том числе первый экземпляр товарной накладной, оформленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Справочно. В настоящее время порядок оформления товарной накладной установлен Инструкцией о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утвержденной постановлением N 58.

Таким образом, оформление наряду с CMR-накладной товарно-транспортной накладной вместо товарной накладной является нарушением порядка документального оформления осуществления автомобильных перевозок грузов, в том числе при экспорте товаров.
В соответствии с п. 4 ст. 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов), а также реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до пятидесяти базовых величин с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации.
Вместе с тем в отношении порядка исполнения организацией своих налоговых обязательств по НДС следует обратить внимание на следующие требования налогового законодательства.
В соответствии с подп. 1.1.1 п. 1 ст. 102 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) при реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь, применяется ставка НДС в размере ноль (0) процентов.
Согласно п. 2 ст. 102 НК подтверждением вывоза товаров за пределы Республики Беларусь с целью их постоянного размещения (кроме вывоза товаров в государства - члены Евразийского экономического союза) является наличие у плательщика:
1) контракта, заключенного плательщиком с иностранными организацией или физическим лицом, на основании которого реализуются товары;
2) подтверждения о вывозе товаров за пределы территории Республики Беларусь.
Беларусь
"Анонимно" 20.09.2017 16:22:56
Справочно. Подтверждение о вывозе товаров за пределы территории Республики Беларусь выдается таможенными органами Республики Беларусь в виде копии заверенной личной номерной печатью должностного лица таможенного органа декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой с отметкой таможенного органа «Товар вывезен» и указанием даты выдачи подтверждения или в виде заверенного личной номерной печатью должностного лица таможенного органа специального реестра вывезенных товаров с отметкой таможенного органа Республики Беларусь «Товар вывезен» и указанием даты выдачи подтверждения. Подтверждение о вывозе товаров за пределы территории Республики Беларусь представляется в налоговый орган плательщиком, не осуществляющим декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа. Плательщики, осуществляющие декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа, представляют в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по налогу на добавленную стоимость информацию о подтверждении вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь в виде реестра номеров электронных таможенных деклараций на товары, выпущенные в соответствии с таможенной процедурой экспорта, с указанием даты разрешения на убытие товара за пределы территории Республики Беларусь. Форма и порядок заполнения реестра номеров электронных таможенных деклараций на товары, являющегося приложением к налоговой декларации (расчету) по налогу на добавленную стоимость, утверждаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь (ч. 2 п. 2 ст. 102 НК).

Следовательно, товаросопроводительные документы (в том числе CMR-накладная, товарная и (или) товарно-транспортная накладная) не входят в перечень документов, являющихся основанием для подтверждения ставки НДС в размере 0 (ноль) процентов при экспорте товаров за пределы Республики Беларусь в случаях, когда осуществляется таможенное оформление таких экспортируемых товаров.
В связи с этим нарушение порядка осуществления правил автомобильных перевозок грузов не может являться основанием для отказа в подтверждении правомерности применения организацией налоговой ставки по НДС в размере 0 (ноль) процентов.
Как следствие, нарушение порядка осуществления правил автомобильных перевозок грузов не может являться основанием для включения оборота по реализации товаров на экспорт в оборот по реализации товаров, облагаемый по ставке 20%.
Также нарушение правил автомобильных перевозок грузов не является основанием для отказа в возврате превышения сумм налоговых вычетов по НДС над суммой НДС, исчисленного по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, так как у организации имеются в наличии все предусмотренные п. 2 ст. 102 НК документы, являющиеся основанием для подтверждения ставки НДС в размере 0 (ноль) процентов, и возможность отказа в возврате сумм превышения налоговых вычетов по вышеуказанным основаниям не предусмотрена положениями п. 24 ст. 107 НК, Инструкцией о порядке возврата разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 28.04.2010 N 53/33, либо иными нормативными правовыми актами.
В отношении правомерности привлечения организации к административной ответственности по п. 4 ст. 12.17 КоАП и применения административного взыскания в виде конфискации выручки, полученной от реализации товаров в ситуациях, когда имеют место нарушение порядка оформления товаросопроводительных документов, следует отметить, что организация действительно может быть привлечена к административной ответственности и к организации действительно могут быть применены меры ответственности, выражающиеся в конфискации выручки от реализации товаров. Данный вывод, к сожалению, подтверждается и существующей в настоящее время судебной практикой по таким категориям дел.
Однако при применении мер административной ответственности в виде конфискации выручки необходимо отметить, что применение данной меры является правом, а не обязанностью суда.
При этом, безусловно, хотелось бы, чтобы при рассмотрении подобных категорий дел учитывалась тяжесть и общественная опасность допущенных организацией нарушений и правовых и экономических последствий, которые оказывают допущенные организацией нарушения.
Беларусь
"Анонимно" 20.09.2017 16:23:15
В данном аспекте необходимо вспомнить и рассмотреть, а для каких целей организацией при экспорте должна быть оформлена товарная накладная.
Так, в соответствии со ст. 40 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 N 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее - Закон N 278-З) транспортными документами при выполнении автомобильных перевозок грузов признаются в том числе:
товарно-транспортная накладная;
международная CMR-накладная, составленная согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятой в г. Женеве 19 мая 1956 г.
Для выполнения автомобильной перевозки груза товарного характера оформляется товарно-транспортная накладная, а в случаях, предусмотренных Правилами N 970, оформляются заказ-поручение или иные документы, определенные Правилами N 970.
Транспортные документы оформляются в порядке, установленном Министерством финансов Республики Беларусь по согласованию с Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, за исключением оформления CMR-накладной, которое осуществляется в порядке, установленном Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь (ч. 5 ст. 40 Закона N 278-З).
Порядок оформления CMR-накладной в настоящее время установлен Инструкцией о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR», утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 N 11 (далее - Инструкция N 11).
Пунктом 1 Инструкции N 11 установлено, что она определяет порядок оформления CMR-накладной по форме согласно приложению к Инструкции N 11 при осуществлении международной автомобильной перевозки грузов, начинающейся с территории Республики Беларусь.
Инструкцией N 11 необходимость дополнительного составления товарной накладной не предусмотрена.
Таким образом, для целей осуществления международной автомобильной перевозки грузов транспортным документом является CMR-накладная.
Товарная накладная в данном случае выполняет по сути роль справочного сопроводительного документа (аналога счета, инвойса, счета-фактуры и т.п.), в котором указывается информация в отношении перевозимых товарно-материальных ценностей, необходимая для целей списания и (или) оприходования таких товарно-материальных ценностей, и которая отсутствует в CMR-накладной, например:
- указание каждой позиции товаров;
- указание количества каждой единицы перевозимых товаров;
- цена и стоимость каждой единицы и стоимость перевозимых товаров;
- ставка и сумма НДС;
- иная информация, необходимая сторонам для целей бухгалтерского учета и надлежащего исполнения своих налоговых обязательств.
Факт того, что товарная накладная не рассматривается в качестве транспортного документа, подтверждается и тем, что в разные периоды теми же Правилами N 970 была установлена разная «комплектность» документов, а именно:
- были периоды действия Правил N 970, когда при международной автомобильной перевозке грузов за пределы Республики Беларусь необходимо было оформлять CMR-накладную и товарно-транспортную накладную формы ТТН-1, в том числе, например, до 11.03.2016;
- были периоды действия Правил N 970, когда при международной автомобильной перевозке грузов за пределы Республики Беларусь необходимо было оформлять CMR-накладную и товарную накладную, как, например, согласно действующей редакции Правил N 970.
Также при рассмотрении данного вопроса следует отметить, что в соответствии с п. 1, 7 и 9 ст. 4.2 КоАП:
- административная ответственность основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, виновной ответственности, справедливости и гуманизма;
- административная ответственность должна быть справедливой и гуманной, то есть административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, личности физического лица, совершившего административное правонарушение;
- административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, не имеет целью причинение вреда их деловой репутации.
При этом следует отметить, что стоимостные показатели и негативные последствия, связанные с доначислением налогов в ситуациях, когда первичный учетный документ (ПУД) признается не имеющим юридической силы по формальному признаку его несоответствия требованиям законодательства, и, в частности, суммы доначисляемых налогов и сборов явно несоразмерны тяжести совершенного нарушения, тем более, учитывая тот факт, что контролирующий орган вправе предоставить организации возможность «исправления» таких первичных учетных документов и обеспечения наличия ПУД, порядок оформления которых будет соответствовать требованиям действующего законодательства Республики Беларусь.
Однако в заключение организациям все-таки настоятельно рекомендуется соблюдать все требования законодательства Республики Беларусь, предъявляемые к составлению и оформлению ПУД, так как лучше предупредить предъявление претензий, чем впоследствии доказывать, в том числе и безуспешно, неправомерность решений контролирующих органов.
Беларусь
"Анонимно" 20.09.2017 16:37:43
Офигеть) срочно покупаю ТН-ки
Беларусь
Марго 20.09.2017 19:02:12
Спасибо!
Беларусь
"Анонимно" 21.09.2017 15:04:55
значит ттн при экспорте не выписываем?
Беларусь
Alexred 21.09.2017 15:11:09
нет . ТН выписываем
Беларусь
"Анонимно" 21.09.2017 16:12:05
спасибо)
Беларусь
не автор 21.09.2017 16:36:46
Может быть кто-нибудь подскажет, как оформлять передачу продукции для участия в выставке за границей? То же СМР и ТН?
Беларусь
"Анонимно" 21.09.2017 19:23:01
http://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/vyvoz-tovarov-za-predely-respubliki-bela_0000000
http://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/organizatsiya-uchastvuet-v-vystavkakh-bu_0000000
kadrovik.by/n e w s/s h o w/23263/
Беларусь
"Анонимно" 22.09.2017 9:22:14
Как прокомментирует эту ситуацию ЭД??
Беларусь
Alexred 22.09.2017 9:25:39
«Анонимно» 22.09.2017 9:22:14

Как прокомментирует эту ситуацию ЭД??
-------------------
какую ситуацию ? или вас удивляет, что гос органы могут придраться к любой ситуации, когда есть отклонение в оформлении сделки ? должна выписываться ТН ..выписывали ТТН ...., гос орган на основании этого действовал как описано выше, а дальше ходите ..бодайтесь по судам ...время , деньги. нервы ..и не факт что суд примет вашу сторону ...обычная схема
Беларусь
не автор 22.09.2017 13:52:45
Уважаемый «Анонимно» 21.09.2017 19:23:01, огромное Вам спасибо за помощь с выставкой!
Беларусь
 
<< к списку вопросов

1-14 

 
 

 

© 2001 ЮКОЛА-ИНФОTM Рейтинг@Mail.ru