Вы должны написать письмо(произвольной форме) в ФСЗН и Белгосстрах о выдаче справки об отсутствии задолженности по платежам. Справка предоставляется в банк для закрытия счетов. Мы к письмам прилагали протокол собрания учредителей о решении о самоликвидации.
Беларусь
"Анонимно"22.08.2007 9:02:27
А я кстати, до того как писать в ФСЗН, позвонила туда и спросила,в какой форме они хотят получить информацию. Так они мне сказали, что им хватит того, что мы позвонили. Они у себя отметили и сказали ждать проверки.
Беларусь
Дохтер22.08.2007 9:17:59
ФСЗН, статистика, налоговая в произвольной форме. Белгосстрах - по их образцу.
Беларусь
Люся22.08.2007 9:40:26
Не закрывайтесь сами. Пусть вас закрывает ИМНС. Это будет также долго, но легче и почти бесплатно.:-)
Беларусь
"Анонимно"22.08.2007 14:55:08
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИКВИДАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ДОБРОВОЛЬНОМ ПОРЯДКЕ
А.В.ЖУК, преподаватель кафедры экономического права Государственного института управления и социальных технологий БГУ Процедура ликвидации коммерческой организации в добровольном порядке, несмотря на детальное законодательное урегулирование, занимает достаточно продолжительный срок. В данной статье приводятся практические советы и рекомендации, позволяющие, на наш взгляд, оптимизировать и ускорить данный процесс .
Законодательство Республики Беларусь предусматривает возможность ликвидации коммерческой организации в добровольном порядке, т.е. по решению ее учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (часть первая п. 2 ст. 57 Гражданского кодекса Республики Беларусь; далее - ГК). Так, в добровольном порядке коммерческая организация ликвидируется в связи с истечением срока, на который она создана, достижением цели, ради которой она образована, и т.п. (подп. 41.1 п. 41 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 (далее - Положение), п. 2 ст. 57 ГК). Следовательно, перечень оснований, установленных для ликвидации коммерческой организации в добровольном порядке, не является исчерпывающим. На практике государственные органы не требуют указания в документах конкретных оснований для ликвидации коммерческой организации. В протоколе общего собрания участников (решении собственника унитарного предприятия) обычно присутствует следующая формулировка: «решили (постановили): ликвидировать (наименование коммерческой организации)». Процедура ликвидации коммерческой организации осуществляется по следующей схеме. 1. Для начала ликвидационного производства в уполномоченный (регистрирующий) государственный орган необходимо подать заявление с приложением следующих документов (п. 46 Положения): - решение общего собрания о ликвидации коммерческой организации; - сведения о составе ликвидационной комиссии, ее председателе или о назначении ликвидатора; - сведения о порядке и сроках ликвидации. Содержание заявления предполагается следующим: «Просим внести сведения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) о том, что (название коммерческой организации), зарегистрированная (дата, регистрирующий орган, номер свидетельства о государственной регистрации) находится в процессе ликвидации в соответствии с протоколом (решением собственника для унитарных предприятий) № … от …». В решении общего собрания о ликвидации коммерческой организации, а именно в разделе протокола «Повестка дня» указываются следующие вопросы для рассмотрения на общем собрании: о ликвидации коммерческой организации, о назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии), а также порядок и сроки ликвидации. В резолютивной части протокола формулируется решение общего собрания о ликвидации организации, назначаются ликвидатор (ликвидационная комиссия - с указанием фамилии, имени, отчества председателя и членов комиссии), указываются сроки (число, месяц, год), в которые проводится ликвидация, а также делается запись о том, что «ликвидацию предприятия провести в порядке, определенном действующим законодательством Республики Беларусь». В сведениях о составе ликвидационной комиссии (ликвидаторе) должны быть указаны фамилия, имя, отчество, паспортные данные, место жительства и контактные телефоны председателя, членов комиссии или ликвидатора, а также местонахождения ликвидационной комиссии (ликвидатора). В состав ликвидационной комиссии могут входить один из учредителей (участников), руководитель ликвидируемой коммерческой организации, представители регистрирующего и уполномоченного органов. К работе комиссии на договорных условиях могут также привлекаться аудиторы, экономисты и юристы. Председатель и члены ликвидационной комиссии назначаются решением регистрирующего органа в 10-дневный срок с даты принятия решения о ликвидации коммерческой организации. Председателем ликвидационной комиссии не могут быть собственники имущества (учредители, участники), руководитель ликвидируемой коммерческой организации (пп. 54-56 Положения). Законодательство не содержит запрета на совмещение полномочий руководителя ликвидируемой организации и ликвидатора. Таким образом, по нашему мнению, регистрирующий орган не вправе отказать в назначении ликвидатора, являющегося одновременно руководителем ликвидируемого юридического лица либо собственником его имущества. Полагаем также, что председателем ликвидационной комиссии может быть назначен бывший руководитель ликвидируемой коммерческой организации, при условии, что он был освобожден от занимаемой должности в установленном трудовым законодательством порядке. С момента создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) полномочия руководителя коммерческой организации переходят к ликвидационной комиссии (ликвидатору), которая решает все вопросы по ликвидации данной организации в пределах полномочий, установленных законодательством (п. 57 Положения). Предоставление в регистрирующий орган информации о порядке и сроках ликвидации коммерческой организации предполагает совершение алгоритма необходимых для этого действий (подача объявления о ликвидации, уведомление налоговых и иных органов, кредиторов и т.д.). На основании перечисленных документов (заявления о ликвидации, решения общего собрания о ликвидации, сведений о составе ликвидационной комиссии, сведений о порядке и сроках ликвидации) регистрирующий орган в 5-дневный срок представляет в Министерство юстиции сведения о том, что коммерческая организация находится в процессе ликвидации, для внесения их в ЕГР. Осуществление операций по счетам такой коммерческой организации, совершение ею сделок, не связанных с ликвидацией, не допускаются (п. 47 Положения). 2. После принятия регистрирующим органом заявления с необходимыми приложениями ликвидационная комиссия (ликвидатор) в соответствии с п. 63 Положения представляет для исключения коммерческой организации из ЕГР следующие документы: - копию публикации в газете «Рэспублiка» о ликвидации (представляется оригинал газеты с объявлением о ликвидации коммерческой организации, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторов). Причем в соответствии с п. 1 ст. 59 ГК этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации; - справку налогового органа о расчетах с бюджетом и возврате извещения о присвоении учетного номера плательщика по форме согласно приложению 1 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 27 октября 2004 г. № 118 «О порядке выдачи справки о расчетах с бюджетом и возврате извещения о присвоении учетного номера плательщика и справки об отсутствии задолженности перед бюджетом» (далее - постановление). Основанием для выдачи справки являются заявление ликвидационной комиссии (ликвидатора) плательщика и возврат извещения о присвоении учетного номера плательщика (подп. 1.2 п. 1 постановления). В случае, если налоговая проверка плательщика не проводилась с момента его государственной регистрации, если с даты завершения последней налоговой проверки истекло более 12 календарных месяцев, и в иных случаях по решению руководителя инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее - инспекция МНС) указанный плательщик подлежит внеплановой налоговой
Беларусь
"Анонимно"22.08.2007 15:31:17
налоговой проверке в первоочередном порядке. В данном случае справка заполняется после проведения налоговой проверки с учетом ее результатов (подп. 1.3 п. 1 постановления). При отсутствии необходимости в проведении налоговой проверки плательщика справка выдается не позднее пяти рабочих дней с даты поступления заявления ликвидационной комиссии (ликвидатора). Если плательщик подлежит налоговой проверке, справка о расчетах должна быть выдана не позднее 15 рабочих дней с даты вручения плательщику акта налоговой проверки (подп. 1.5 п. 1 постановления). Проверку ликвидируемого субъекта осуществляет инспекция МНС по месту его нахождения на налоговом учете. Акт проверки и решение по результатам проверки вручаются одному из учредителей (участников, собственников имущества), а также председателю ликвидационной комиссии (ликвидатору). В сопроводительном письме на имя председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) заявляется требование об уплате налогов как предъявленных по результатам проверки, так и задолженности, образовавшейся ранее и числящейся за плательщиком по лицевому счету. Решение по результатам проверки и требование об уплате налогов, пеней налоговый орган обязан вручить до истечения 2- месячного срока, установленного законодательством для заявления кредиторами требований к ликвидируемому лицу (п. 68 Инструкции о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 декабря 2003 г. № 124 (далее - Инструкция). В случае изменения плательщиком своего места нахождения проведение налоговой проверки осуществляется по новому месту нахождения плательщика в соответствии с графиком проверок (п. 69 Инструкции); - документ, подтверждающий закрытие расчетного (текущего) счета. Закрытие счета производится обслуживающим банком по согласованию с инспекцией МНС по месту регистрации коммерческой организации. При этом банк письменно уведомляет налоговый орган о закрытии счета и в случае неполучения согласования в течение 15 календарных дней с момента отсылки уведомления закрывает счет. Если в указанный срок инспекция МНС представила возражения по закрытию счета, вопрос о его закрытии откладывается до окончания проверки инспекцией деятельности плательщика и вынесения соответствующего решения. Закрытие счетов нерезидентов производится с письменного согласия инспекции МНС, если иное не установлено законодательством (п. 60 Правил открытия банками счетов клиентам в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2000 г. № 24.12 (далее - Правила)). Текущие и другие счета закрываются при условии, что на них не наложен арест, отсутствуют предписания о приостановлении операций по счету, а также имеется справка об отсутствии задолженности Фонду социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (п. 54 Правил). Для закрытия счета в банк также необходимо представить выписку из ЕГР о том, что организация находится в процессе ликвидации (п. 52 Правил) и справку из органов РУП «Белгосстрах». Для получения справки в банк об отсутствии задолженности по платежам в РУП «Белгосстрах» страхователь должен сняться с учета в этой организации. Справка действительна в течение одного месяца со дня выдачи и представляется только в тот банк, который в ней указан. Страхователь обязан письменно сообщить страховщику (РУП «Белгосстрах») о своей ликвидации в 10-дневный срок со дня назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора). Для снятия с учета необходимо представить заявление, решение о ликвидации, справку из регистрирующего органа о нахождении в реестре на ликвидации, официальное подтверждение налогового органа о наличии (отсутствии) задолженности в бюджет и внебюджетные фонды, а также первый экземпляр страхового свидетельства (уведомления), выданный страховщиком. До принятия решения о снятии страхователя с учета страховщик в течение 15 дней с даты получения заявления проводит проверку страхователя (пп. 18.1 , 21 , 23 , 24 Положения о регистрации на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2003 г. № 1294); - справку Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд) об отсутствии соответствующей задолженности (форма согласно приложению 11 к Инструкции о порядке регистрации (перерегистрации) и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов и иных платежей в органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Инструкция о порядке регистрации), утвержденной постановлением Фонда социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2001 г. № 1/2). Для снятия с учета плательщик подает в органы Фонда заявление по форме согласно приложению 8 к Инструкции о порядке регистрации. Орган Фонда в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления осуществляет проверку состояния расчетов плательщика по платежам в Фонд. При наличии задолженности по платежам в Фонд составляется соответствующий акт и принимаются меры по взысканию сумм недоимки, пеней и экономических санкций (п. 13 Инструкции о порядке регистрации). - справку государственной службы занятости о соблюдении в процессе ликвидации требований законодательства о занятости. В соответствии со ст. 10 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» наниматели не позднее чем за два месяца до высвобождения работников в связи с ликвидацией организации обязаны письменно уведомить об этом центр занятости с указанием профессии, специальности, квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников; - справку соответствующих территориальных органов государственной статистики об отсутствии задолженности по статистической отчетности перед этими органами. Справка подлежит выдаче не позднее 5 рабочих дней с даты поступления запроса. В случае наличия задолженности у субъекта хозяйствования по статистической отчетности он может получить данную справку лишь при погашении задолженности в объеме и в сроки, предусмотренные органом государственной статистики (постановление Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 13 декабря 2000 г. № 91 «Об утверждении порядка выдачи справки об отсутствии задолженности по статистической отчетности перед органами государственной статистики»); - справку таможенного органа об отсутствии задолженности по платежам, взимаемым таможенными органами. Справка предоставляется Минской центральной таможней либо таможней, в зоне деятельности которой находится ликвидируемая коммерческая организация. В письменном обращении для получения справки указываются полное и сокращенное наименования юридического лица, его место нахождения, учетный номер и банковские реквизиты. Также представляется копия решения регистрирующего органа о создании ликвидационной комиссии либо назначении ликвидатора. Выданная справка действительна в течение одного месяца со дня ее регистрации в таможне, осуществившей ее выдачу (постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 13 апреля 2005 г. № 22 «О предоставлении таможенными органами справки об отсутствии (наличии) задолженности по таможенным п
Беларусь
"Анонимно"22.08.2007 15:33:02
платежам, процентам, пеням, экономическим санкциям); - справку соответствующего территориального (городского или районного) архива местного исполнительного и распорядительного органа о сдаче на хранение документов, в том числе по личному составу, подтверждающих стаж и оплату труда работников. Для получения справки в архив необходимо представить: учредительные документы организации (устав, учредительный договор); копию свидетельства о государственной регистрации, заверенную подписью руководителя и печатью организации, поскольку оригинал свидетельства представляется в регистрирующий орган; документы о ликвидации организации (протокол, ликвидационный баланс); годовые бухгалтерские балансы; протоколы собраний учредителей; приказы по кадрам (о приеме, перемещении, увольнении сотрудников); приказы по основной деятельности организации; штатное расписание; ведомости и лицевые счета по заработной плате; личные дела работников; личные карточки работников (форма Т-2); трудовые договоры. Сдача документов в архив подтверждается актом приема-передачи документов на государственное хранение (Порядок хранения архивных документов ликвидированных субъектов хозяйствования, утвержденный приказом Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 22 мая 1997 г. № 13); - документ (квитанция), подтверждающий возврат печати и штампов коммерческой организации в органы внутренних дел, или заявления учредителей (участников) об их неизготовлении, или сведения о публикации в установленном порядке объявлений об их утрате. Для получения квитанции, подтверждающей факт уничтожения печатей, юридические лица представляют в органы внутренних дел следующие документы: письменное заявление (ходатайство) с указанием причины уничтожения печатей, образцы оттисков уничтожаемых печатей в двух экземплярах (делаются в присутствии лица, сдающего печать, на обратной стороне квитанции), а также уничтожаемые печати (п. 63 Инструкции о порядке открытия и функционирования штемпельно- граверных предприятий (участков), изготовления, учета, хранения и уничтожения печатей и штампов, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 25 сентября 2000 г. № 157; - ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором). Ликвидационный баланс составляется не ранее истечения срока претензий кредиторов; - документ, подтверждающий ликвидационный баланс. Для хозяйственных обществ таким документом является протокол собрания учредителей, для унитарных предприятий - решение собственника; - отчет ликвидационной комиссии (ликвидатора). Отчет составляется в произвольной форме и содержит описание работы ликвидационной комиссии (ликвидатора). Рекомендуем указывать в отчете выявленных дебиторов, порядок расчетов с кредиторами, состав и стоимость оставшегося после расчетов имущества, порядок увольнения работников и т.п.; - подлинник свидетельства о государственной регистрации коммерческой организации или, при его отсутствии, документ уполномоченного государственного органа, удостоверяющий факт утраты (уничтожения) этого подлинника; - удостоверение руководителя организации.
В качестве рекомендаций по соблюдению наиболее оптимального порядка ликвидации коммерческой организации предлагаем следующее: в газету «Рэспублiка» объявление подавать после принятия решения о ликвидации; все необходимые справки лучше всего получать после закрытия счетов и проведения налоговой проверки; печать сдавать в органы внутренних дел в последнюю очередь. Ликвидация коммерческой организации считается завершенной, а коммерческая организация - прекратившей существование с даты внесения записи об этом в ЕГР (п. 8 ст. 59 ГК). С этого момента прекращается и правоспособность юридического лица (п. 3 ст. 45 ГК). Коммерческая организация обязана прекратить свою деятельность с момента принятия регистрирующим органом решения о ликвидации. После исключения из ЕГР коммерческая организация в месячный срок подлежит исключению из состава учредителей (участников) других организаций (пп. 67 , 69 Положения).