ВОПРОС: 1. На балансе организации числится легковой автомобиль, используемый для поездок в командировки, доставки корреспонденции и т. п. Необходимо ли проводить проверку исправности спидометра? 2. Необходима ли проверка спидометров автомобилей, взятых в аренду без экипажа у сотрудников организации?
ОТВЕТ: Позиция БелГИМ по применению спидометров в сфере законодательной метрологии.
При обсуждении вопроса необходимости метрологического контроля спидометров транспортных средств БелГИМ исходит из того, что спидометр позиционируется как 1) средство обеспечения безопасности движения и 2) средство учета пройденного пути.
Мнение: Спидометр действительно является средством измерений, контролирующим безопасный режим движения транспортного средства. Тем не менее отношение государственного технического осмотра ставит под сомнение данный постулат. На станциях ГТО работоспособность спидометра не проверяется, хотя проверка работоспособности спидометра предписана правилами ПДД.
Вторым не менее сомнительным аргументом выступает тезис о том, что поверенный спидометр юридических лиц (общественный транспорт) обеспечивает безопасность в транспортном потоке. Учитывая то, что спидометры 95 % физических лиц не только не поверены, но и (см. выше) даже не проверены на работоспособность, то о какой безопасности транспортного потока можно говорить?
С точки зрения метрологии спидометр является индикатором мгновенной скорости движения транспортного средства и, не имея функций фиксации промежуточных значений скорости, не может быть использован в целях законодательной метрологии ст.16 Закона «Об обеспечении единства измерений», 2014. Поверенный спидометр не может выступать в качестве средства измерений, показания которого могут стать основанием для оспаривания показаний измерителей скорости транспортных средств, в т. ч. автоматических. Такой подход ставит под сомнение работу инспекторов ГАИ и результаты метрологического контроля автоматических радаров, что грозит не только подрывом доверия к данным работам, но и увеличением числа исковых заявлений от автовладельцев.
Невозможность использования современных спидометров для целей законодательной метрологии обусловлена тем, что отсутствует надежная защита электронной шины спидометров (в т. ч. совмещенных с одометрами) от постороннего вмешательства. Изготовителями просто не предусматривается возможность шифрования данных спидометра или защита суммарного счетчика пройденного пути исходя из того, что это значительно усложнит конструкцию спидометра из-за внедрения дополнительного программного обеспечения. Даже если такая возможность появляется, то по функциональному назначению спидометр попадает под аналогичные требования, предъявляемые к таксометрам или тахографам с защищенными каналами связи и фискальными функциями.
Также невозможно защитить результаты поверки спидометра, поскольку в большинстве случаев придется пломбировать коробку предохранителей, в которой, как правило, расположены разъемы бортового компьютера, позволяющего изменять параметры электрооборудования автомобиля.
С учетом вышесказанного установки для проверки спидометров в обязательном порядке должны быть установлены на станциях Гостехосмотра. Ни о какой поверке большинства электронных спидометров говорить не приходится по двум причинам:
1) более 99 % спидометров на всем транспорте не имеет утверждения типа, что согласно Закону «Об обеспечении единства измерений» не позволяет провести их поверку. Любые попытки «затянуть» такие спидометры на поверку являются профанацией смысла государственной поверки, ставящей под сомнение надлежащее исполнение государственной функции;
2) поверка выполняется во всем диапазоне измерений, что не представляется возможным как на стендах (разгон колесной пары до 120 км/ч, вызывает большие опасения по технике безопасности), так и на выделенных дорожных участках (длина участка разгона и стабильной скорости, а также соблюдение правил ПДД). Разумеется, речь не идет о предельных скоростях 160 км/ч и более, что не позволит юридически рассматривать результат спидометра при превышении скорости на участках дорог с ограничением 120 км/ч;
3) имеющиеся стенды не обеспечивают поверку спидометров на полноприводных моделях транспорта (с неотключаемым дифференциалом).
Выводы:
1) Спидометры не являются объектом законодательной метрологии.
2) Вопрос безопасности движения с использованием спидометра должен закрываться на станциях государственного технического осмотра.
3) Поверка спидометров неутвержденных типов невозможна.
4) Защитить результаты поверки подавляющего большинства спидометров невозможно.
5) Одометры, входящие в состав спидометров неутвержденных типов, могут быть использованы для внутрихозяйственного учета топлива после их калибровки на эталонном участке дороги с периодичностью, привязанной к срокам списания топлива в соответствии с применимыми правовыми актами.
6) Калибровка одометров в составе спидометров неутвержденных типов для целей внутрихозяйственного учета может выполняться на стендах, уже приобретенных ЦСМС.
Примечание. По материалам сайта Белорусского государственного института метрологии
ВОПРОС: Как правильно списывать топливо, фактически израсходованное, если расход получился ниже установленной линейной нормы? ОТВЕТ: Списание топлива следует производить не по установленным нормам, а по фактическому его расходу. При этом расход топлива в пределах установленных норм расхода списывается на себестоимость и включается в состав затрат по производству и реализации, учитываемых при налогообложении прибыли, а фактический расход топлива, превышающий расход, рассчитанный по установленным нормам, - списывается за счет виновных лиц либо за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации. Фактический расход топлива устанавливается путем ведения учета отпуска (заправки) топлива и проведения систематических замеров остатков топлива в баках. Данные о наличии топлива в баках ежемесячно подтверждаются актом снятия остатков. Контроль за обоснованностью расхода топлива производится исходя из пробега автомобилей согласно путевым листам и установленным в организации нормам расхода топлива. При установлении норм расхода топлива следует руководствоваться Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 31.12.2008 № 141 (далее - Инструкция № 141). При установлении норм расхода топлива используются линейные нормы расхода, утв. постановлениями Министерства транспорта и коммуникаций РБ для соответствующего вида автомобильной техники. Нормы расхода топлива, рассчитанные в соответствии с Инструкцией № 141, предназначены для использования при учете и контроле расходования топлива механическими транспортными средствами, машинами, механизмами и оборудованием, эксплуатируемыми организациями и инд. предпринимателями, зарегистрированными на территории Республики Беларусь. Для автомобилей, работающих на бензине, дизельном топливе или сжиженном углеводородном газе, линейные нормы расхода топлива установлены в литрах на 100 км пробега (л/100 км). Следовательно, норма расхода топлива также устанавливается для пробега автомобиля, рассчитываемого исходя из показаний спидометра. Т. Сукристик, аудитор
Беларусь
"Анонимно"18.12.2018 13:43:36
И что? Что тут нового?
Беларусь
"Анонимно"18.12.2018 14:08:58
И что? Что тут нового? __________То, что спидометры не нужно проверять
Беларусь
"Анонимно"18.12.2018 14:12:02
Теперь учим новое слово. Поверять надо часть спидометра Одометры! Читаем п. 5 и 6 ответа. А я так радовалась пока не дочитала до этих 2-х пунктов.
Беларусь
"Анонимно"18.12.2018 14:58:45
сначала надо будет сделать калибровку одометров, потом их поверку? а что там с периодичностью такое - раз в полгода калибровку делать типа?...)) когда ж упрощение наступит...)
Беларусь
"Анонимно"18.12.2018 15:06:01
сначала надо будет сделать калибровку одометров, потом их поверку? а что там с периодичностью такое - раз в полгода калибровку делать типа?...)) когда ж упрощение наступит...)____________Вот гды вы об этом прочли? Вопрос с топливом и затратами ставила мнс, если нет проверки спидометра, ну и покажите им ответ, где написано, что это не возможно. Машина техосмотр проходит? Проходит, все остальное не наше бухгалтерское дело.Тем более нет дела до того, что внутри спидометра нужно проверять.
Беларусь
"Анонимно"18.12.2018 15:07:03
)) когда ж упрощение наступит
Это бухучета никак не касается.
Беларусь
"Анонимно"18.12.2018 15:09:18
Это бухучета никак не касается.Именно бух учета это и касается, часто мелькал вопрос проверки спидометра, т.к. мнс могла снять топливо с затрат, если проверки нет. Сейчас этот вопрос снят.
Беларусь
"Анонимно"18.12.2018 15:17:55
Это бухучета никак не касается. --- я не знаю как вы -но я списываю топливо исходя из данных пробега автомобиля, а пробег учитываем по спидометру, которые не поверен. да, машина проходит ТО.